* Внимание к разным звукам. Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи.
* Поиграйте со шляпой. Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало -- собственное отражение вызовет у него восторг.
* Разные языки. У восьмимесячногомалыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?"
* Игра «В прятки». Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.
* Делай как я! Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш повторяет ваши движения.
* Игрушки в вазе. Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.
* Прозрачные и непрозрачные барьеры. Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?
* Игра с пасхальными яйцами. Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.
* Большой и маленький. Любимыми играми малыша становятся: «Полный-пустой», «Большой-маленький». Ребенку нравится сравнивать большие и маленькие предметы, наполненные чем-либо и пустые. Для того чтобы ребенок лучше мог усвоить эти понятия, мы рекомендуем следующие игры:
- Возьмите пустую коробку из под обуви. Наполните ее кубиками. Сядьте на пол рядом с малышом и покажите наполненную коробку. Скажите, что коробка полная. Затем выложите кубики из коробки. Скажите, что теперь коробка пустая. Повторите игру.
- Возьмите набор пластмассовых мерных ложек. Вместе с малышом разложите их по мере увеличения размера. Покажите самую большую и самую маленькую ложку. Повторите игру.
- Во время купания дайте малышу пластиковые стаканчики, складывающиеся один в другой. Наберите воды в один из стаканчиков и скажите, что он полный. Вылейте воду и покажите малышу, что теперь стаканчик пустой. Затем соберите стаканчики. Складывая их, говорите, что один из них самый большой, другой – поменьше, а третий – самый маленький.
* Поймай меня! Эта игра учит малыша следовать за вашим взглядом и перехватывать его. Сядьте на пол рядом с малышом. Отползите от него на расстояние одного метра. Повернитесь к нему и спросите: «Кого я сейчас поймаю?» Остановитесь взглядом на малыше, приблизьтесь к нему и обнимите. Затем снова отползите от малыша и снова спросите: «Кого я сейчас поймаю?» Долго переводите взгляд с одного предмета на другой и остановите его на малыше. После этого приблизьтесь к нему и обнимите.
* Кап, кап, кап. Во время купания или в жаркую погоду на улице дайте малышу поэкспериментировать с льющейся водой. Для этой игры можно использовать пластиковую бутылку с проделанными в крышке дырочками. Во время купания частично наполните бутылку водой. Через дырочки на крышке полейте водой руки малыша. Приговаривайте: «Водичка льется, кап, кап, кап». Полейте водой ноги малыша, его животик. Позвольте малышу самостоятельно поиграть с бутылкой.
* Пароход качается! Возьмите малыша на руки. Хорошенько его держите и начинайте раскачивать из стороны в сторону. При этом приговаривайте: «Пароход качается, волны разбегаются. Раз! Два! Три!» На счет «раз, два, три» поднимайте ребенка повыше, чем вы это делали при раскачивании.
* Давай пошумим. Возьмите металлическую кастрюлю. Вместе с малышом начните бросать в нее кубики. Обычно в этой игре детей привлекает звук. Малыши не подозревают о том, что эта игра развивает координацию движений. Не так-то просто попасть кубиком в кастрюлю.
* Пирамидка. Ребенку нравится складывать один предмет на другой. Предложите ему пирамидку. Малыш будет тренироваться надевать кольца пирамидки на ее ось. Пока ему сложно разобраться с цветами и размерами. Сейчас его задачей является нанизывание колец на палочку.
* Позвольте малышу помузицировать. Дайте ребенку деревянную ложку. Переверните вверх дном несколько разных кастрюль. Покажите как извлечь звук. В остальном доверьтесь интуиции малыша.
* Игры перед зеркалом. Посадите ребенка перед большим зеркалом. В то время, когда малыш видит ваше отражение в зеркале, выполняйте различные движения мимической мускулатурой и руками. Пошлите ребенку воздушный поцелуй, сморщите нос, высуньте язык. Одобрительно покивайте головой или, наоборот, отрицательно покачайте ею. Наблюдайте за ответной реакцией малыша. Ребенок будет стараться копировать ваши движения. Покажите на отражение ребенка в зеркале и скажите: «Это малыш». Попросите ребенка показать малыша, которого он видит.
* Пальчиковые игры. Продолжайте практиковать пальчиковые игры. Через развитие осязания происходит развитие речевых навыков. Выберите любую из
пальчиковых игр или придумайте свою – не бойтесь импровизировать.