Учебная и слуховая работа в школе
В
дошкольном отделении школы-интерната для глухих детей каждый день
сурдопедагог проводит занятия с группой детей по развитию речи и
формированию математических представлений.
На
занятиях по развитию языка и речи дети изучают определенное количество
слов к разным темам. Главное внимание уделяется формированию простого
предложения как основы создания возможностей для развития речи. Также на
этих занятиях формируется дактильная речь, что в будущем способствует
более эффективному общению со сверстниками и взрослыми.
На
занятиях по математике дети-дошкольники учатся выделять математические
признаки окружающего мира, формируется умение отличать предметный мир по
существенным признакам: количеством, величиной, местом в пространстве,
временем, формой.
У
детей формируется система математических эталонов. Также ежедневно
сурдопедагог проводит индивидуальные занятия с каждым ребенком. Во время
этих занятий формируется правильное произношение звуков и слуховое
восприятие ребенка, развивается речевое дыхание, голос (сила, тембр).
Также проводится работа над устной речью, формируются навыки чтения с
губ.
Во
второй половине дня воспитатель проводит занятия по игровой
деятельности, по труду, где дети учатся называть и работать с отдельными
предметами, а также дети знакомятся с видами и орудиями ручного труда.
На
занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель дает детям
понятия о живой и неживой природе, растительном и животном мире, о
человеке, его быте, профессии, праздниках; о вещах, которые окружают
человека, устройствах, транспорте и т. п.
На
занятиях по образотворческой деятельности и конструированию у детей
развивается эстетическое восприятие окружающего, воспитывается интерес и
желание рисовать, лепить, строить.
Организация физического предусматривает соблюдение комплекса требований:
специальные занятия, ежедневная утренняя гимнастика, пребывание детей
на свежем воздухе, подвижные игры и двигательная активность.
Музыкальное воспитание детей кроме традиционного подхода предусматривает
развитие слухового восприятия, тренировку в дифференциации звуковой
части речи, формировании темпа и ритма произношения, развития движений
под музыку.
После
окончания обучения в дошкольном отделении семилетние глухие дети
поступают в подготовительный класс школы и сразу попадают в опытные руки
педагогов-дефектологов. Большинство глухих детей имеют некоторые
остатки слуха. Развитие у учащихся слухового восприятия и использования
остатков слуха в процессе учебно-воспитательной работы является
первоочередной задачей для педколлектива. Выполнение этой задачи и
составляет содержание слуховой работы нашей школы.
Все
классы оборудованы стационарной звукоусиливающей аппаратурой, которая
предназначена для развития у глухих детей остаточного слуха, создается
слухо-зрительная основа восприятия устной речи, приобретаются навыки
речевого общения. Для развития речевого слуха учащиеся выполняют
специальные упражнения по восприятию речевого материала на слух,
исключая зрение. Эти упражнения проводятся на протяжении всех лет
обучения, включая уроки по общеобразовательным предметам,
музыкально-ритмические занятия, индивидуальные занятия с сурдопедагогом в
слуховом кабинете.
Координирует всю слухо-речевую работу в школе-интернате
учитель-дефектолог слухового кабинета Ковалюк М.В. В слуховом кабинете
установлены: аудиометр-аппарат для исследования слуха; комплект
звукоусиливающей аппаратуры, который позволяет проводить слуховые
занятия одновременно с целой группой учащихся; аппарат Н-2М,
преобразующий звук или вибрацию некоторых частей речевого аппарата в
оптические сигналы.