Например, в Северной Европе верили, что в ночь на 1 мая в Германии, на горе Брокен, собирается вся нечистая сила, чтобы устроить шабаш – эта ночь известна, как Вальпургиева. Имели место и человеческие жертвоприношения; праздник обрастал тёмными мифами, легендами, и во многих странах стал носить оккультный характер.
В Древней Руси подобные праздники появились около XIII века: германские верования переплелись со славянскими языческими ритуалами, и в мае люди стали приносить жертвы духам воды и леса.
Примерно так же проходил праздник и в других странах: в Богемии поклонялись духам колодцев; в Польше молодые женщины в красивых одеждах пели и плясали на зелёных лугах; в Литве молодые люди выбирали «майю» - красивую юную женщину, украшали её венками, берёзовыми ветками, и все вместе плясали на поляне, вокруг зелёного дерева, обвитого яркими лентами.
При Петре I майские гулянья в России начались заново, и сначала их праздновали только жители немецкой слободы, но потом царь велел устраивать их повсеместно. Пётр Великий был известен своей любовью к праздникам и гуляниям, а вот охоту он, оказывается, не любил; поэтому он приказал считать Сокольники не местом для царской охоты, как это было до него, а местом для народных гуляний. Именно там и проходили во времена Петра первомайские гуляния, и москвичи их очень полюбили.
В конце XIX века праздник 1 мая снова возродился, но уже в другом значении – он приобрёл выраженный политический характер.
Всё началось с демонстраций в Чикаго и других городах, устроенных коммунистами и анархистами. Главной движущей силой этих демонстраций были рабочие, и вначале их требования были мирными – они требовали 8-часового рабочего дня.
Анархисты в Чикаго, однако, повели себя так, что всё закончилось трагедией: они начали стрелять и метать бомбы (чем они и известны в истории), а полиция тоже открыла огонь.
В результате погибли люди – с обеих сторон, демонстрация была разогнана, а лидеры рабочих были арестованы и казнены – их обвиняли в организации взрыва. Впоследствии оказалось, что обвинение ложное – это было доказано, и, в память о безвинно казнённых, в июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала призвал рабочих всего мира считать 1 мая Днём международной солидарности трудящихся, и отмечать его митингами и демонстрациями, предъявляя свои требования властям.
В дореволюционной России 1 мая в этом качестве в первый раз отмечали в 1890 году, в Варшаве – Польша тогда входила в состав Российской империи. В тот день была проведена стачка, в которой приняли участие 10 000 рабочих, и в это же время стачки, митинги и демонстрации прошли в других странах: Швеции, Норвегии, Франции, Италии, Испании, Дании, Германии, Бельгии, Австро-Венгрии, США и т.д. Праздник 1 мая стал символом борьбы трудящихся за свои права, и стал носить яркую политическую окраску.