Вопрос первый: Что это за проект?
Это сугубо гражданская инициатива. В качестве консультантов выступают психологи или добровольцы, прошедшие специальную подготовку. Проект не коммерческий: никто из его участников не получает заработную плату или иную прибыль. Это касается всех уровней организации: от волонтёров до координатора проекта.
Вопрос второй: Как это всё работает?
В силу того, что абоненты с определёнными проблемами (тревожные расстройства, суицидальные намерения, проблемы адаптации, ПТСР и пр), как правило, звонят в ночное время, линия работает с 19.00 до 7.00. Консультант выходит на дежурство не чаще двух раз в месяц, супервизор – по запросу, но не чаще раза в неделю. Помимо этого все участники проекта должны посещать группы психопрофилактики и профилактики синдрома эмоционального выгорания: Балинтовские группы.
Вопрос третий: Как проходит обучение?
Даже если вы практикующий психолог, телефонное консультирование несколько отличается от того, что вы уже умеете делать. Поэтому обучение пройти необходимо. Как правило, около четырёх месяцев будущие консультанты изучают теорию и практику телефонного консультирования, и месяц-два работают под супервизией более опытных коллег.
Встречи проходят раз в неделю, длятся три-три с половиной часа. За это время ведущие группы (кураторы) теоретически освещают выбранную тему (например: «телефонное консультирование абонентов, переживших экстремальную ситуацию») и предлагают упражнения для её практического закрепления. Обучение б е с п л а т н о е
Вопрос четвёртый: Проект работает только в Одессе, или по всей Украине?
Так получилось, что проект стартовал в Одессе. На сегодняшний день три группы консультантов проходят обучение, и уже в апреле одесская линия будет принимать звонки. В ближайшее время мы собираемся наладить функционирование линий в каждом крупном, а может быть и не очень крупном городе Украины. Структура телефона будет такой же, будут различаться номера телефонов (для каждого города – свой номер). В силу того, что мы используем современные технологии, можно будет подхватывать дежурства коллег в других городах. При желании, конечно:)
Вопрос пятый: Это очень здорово, я могу рассказать о проекте знакомым?
Консультирование на Телефоне Доверия строится на нескольких базовых принципах. Ведущим из них является принцип анонимности. Это означает, что все консультанты ТД работают под псевдонимами, а все абоненты – не обязаны говорить вам свои настоящие имена. Поэтому, вы, конечно, можете рассказать о проекте знакомым. Но лучше не говорить им, что вы участвуете или собираетесь участвовать в проекте в качестве консультанта. Не говорите об этом так же своим клиентам и коллегам: вдруг они собираются позвонить и пожаловаться именно на вас?
Вопрос шестой: Какие у вас планы на будущее?
- открыть линии в разных городах Украины
- договориться с мобильными операторами и сделать звонки на номера линий бесплатными
- установить круглосуточный график дежурств (возможно при увеличении количества волонтёров вдвое, а то и втрое по сравнению со стартом)
Пока, я думаю, хватит, а дальше посмотрим.
Вопрос седьмой: Я хочу помогать людям прямо сейчас, что мне делать?
Насколько я знаю, в каждом городе стихийно организовались инициативные группы помощи населению. Некоторые из них существуют при горсоветах, какие-то при храмах или монастырях. Есть организации юристов, медиков, психологов. Свяжитесь с ними – у них наверняка есть для вас работа. А мы организуем Телефон Доверия, который, как мы надеемся, будет функционировать долго. Гораздо дольше, чем то, что сейчас происходит в нашей стране.
Вопрос восьмой: Я всё понял, меня не пугает, хочу участвовать