Ребенок рисует пальцами, морковкой, льдом и зубной щеткой!
Рисование для ребенка – нужное и полезное занятие. Оно приобщает его к миру прекрасного, развивает творческие способности, фантазию, воображение, формирует эстетический вкус. Кроме всего прочего, рисование для ребенка – хороший способ потренировать моторику, развить органы чувств, снять напряжение. Если вам немного наскучили альбом и карандаши или же если кроха совсем мал, можно найти достойную альтернативу. Для этого достаточно внести в привычное занятие элемент новизны.
Пальчики веером
Самым юным художникам не всегда легко справиться с кисточкой или карандашом. Зато у них есть инструменты для рисования, которые «всегда с собой». Это пальчики и ладошки. Рисуя ими, малыш создает свои первые художественные образы, обогащает тактильный опыт новыми ощущениями, экспериментирует и просто радуется.
Пальчиковые краски – замечательное изобретение. Они удобны в применении и безвредны для детей. Рисовать такими красками лучше на больших листах бумаги. Можно расположить листы прямо на полу (пол предварительно застелите клеенкой или газетами). Налейте немного краски на бумагу, и пусть малыш размазывает ее пальцами и ладошками. Добавьте другой цвет, чтобы можно было смешивать краски между собой. Предложите ребенку попробовать в качестве инструментов для рисования ватные палочки, перышко попугая, старую зубную щетку и т.п. В каждом случае результаты будут разные, и их интересно сравнить.
А вот еще интересная забава с пальчиками. Возьмите круглый кусочек поролоновой губки, разведите немного гуаши водой и пропитайте губку краской. Теперь придавите большой палец малыша к губке, и пусть оставит на бумаге отпечаток. Потом еще и еще… «Напечатайте» гусеницу, располагая отпечатки губки в виде цепочки. Так можно нарисовать и листья на дереве, и цветочки на лугу.
Просто печатать пальцами – это, конечно, весело. Но еще веселее, когда отпечатки превращаются в забавных зверушек, овощи, фрукты и вообще во все, что захочется. Дорисуйте глазки, носик и волосы – получится забавная рожица, добавьте пятачок – выйдет поросенок. Сначала кроха печатает пальцами, а мама его отпечатки разрисовывает. А чуть позже малыш и сам захочет попробовать.
В ход идут морковка, свекла и апельсины
Краски и карандаши – это, конечно, интересно. Но настоящий художник не станет ограничиваться лишь привычными материалами. Стоит показать малышу, что рисовать можно не только красками. Так ребенок получит новый замечательный опыт.
Итак, давайте подумаем, чем же можно рисовать? Например, всевозможными овощами, фруктами и ягодами. Подойдут нарезанная кубиками сырая и вареная свекла и морковь, помидор, лимон, апельсин, клюква, клубника, вишни, абрикосы, смородина, ягоды рябины и калины и т.п. Покажите крохе, как брать кусочки фруктов и овощей и водить ими по бумаге, оставляя линии, зигзаги и разводы. Попробуйте нарисовать целую картину, используя разные цвета.
А еще здорово рисовать на бумаге кусочком обычного уголька.
Украшаем тарелки и блюдца
Если малышу скучно рисовать в обычном альбоме, предложите ему разрисовать узорами бумажную тарелку и стаканчик. Это можно делать и кисточкой, и пальчиками, и красками, и фломастерами. Покажите, как ставить точечки, проводить линии и зигзаги, чтобы получился узор. Пусть малыш нарисует цветочки или ягодки. Увидите, получится симпатично!
Научите кроху обводить свою ладошку и разные предметы: блюдца, стаканчики, формочки для печенья и песка, детальки конструктора и др. Для этого малыш левой рукой должен придавить предмет к листу бумаги, чтобы он не сдвинулся, а правой – аккуратно обвести его. На первых порах помогайте ребенку. У вас получатся силуэты, которые потом можно раскрасить или разрисовать узорами. Пусть малыш обведет на бумаге сначала свою ладошку, а потом – мамину (и папину тоже можно). Предложите крохе дорисовать ноготочки, пусть «наденет» на пальчики колечки, а на запястья – браслеты и часы. Ребятишки очень любят такое забавное рисование. А можно разрисовать каждый пальчик так, чтобы он стал похож на веселого человечка.
Льдом и пипеткой
А не попробовать ли нам немного отступить от привычного рисования и предложить малышу не совсем обычные занятия? Это одновременно и творческий опыт, и первые научные эксперименты.
Можно рисовать несколькими фломастерами одновременно. Малыш наверняка оценит такой «финт». Возьмите 3–4 фломастера или маркера и свяжите их вместе при помощи скотча. Убедитесь, что они одинаковой длины и могут писать одновременно. Теперь малыш сможет делать всего одно движение, а получать сразу несколько цветных линий. Если рисовать дождик или травку – получится много цветных штрихов. Если провести дугу – будет подобие радуги.
Наверняка малышу понравится эксперимент с замораживанием цветных льдинок. Налейте немного воды в стаканчики и окрасьте ее пищевыми красителями разных цветов. Залейте цветную воду в формочки для льда, заполняя их на четверть. Вместе с ребенком поставьте формочки в морозилку и заморозьте. Затем достаньте цветные льдинки. Пусть малыш рассмотрит их, потрогает и убедится, что жидкая вода превратилась в твердый лед. А теперь возьмите большой лист бумаги, положите его на стол, и пусть кроха разложит сверху разноцветные льдинки. И затем будем наблюдать, как лед в теплой комнате тает и снова превращается в воду. Но ведь вода-то наша необычная! Льдинки будут превращаться в разноцветные лужицы, краска станет смешиваться, образуя на бумаге цветные разводы. Обратите внимание ребенка на то, что при смешивании цветов образуются новые краски. Дайте бумаге высохнуть, а затем рассмотрите ее вместе с малышом. Пофантазируйте, на что это похоже. Вдруг крохе захочется что-то дорисовать? Можно во время заморозки вложить в каждый кубик льда зубочистку. Тогда ребенок сможет водить цветными кубиками по бумаге, наблюдая, как лед тает и оставляет за собой цветные следы.
Полезное и интересное занятие – рисование с помощью пипетки. Разведите немного краски разных цветов в стаканчиках и покажите малышу, как можно набирать в пипетку цветную воду и капать на бумагу. Маленьким художникам будет интересен сам процесс. Они станут наблюдать, как капельки падают, расползаются, перемешиваются друг с другом, образуя разноцветные разводы. А ребятишки постарше пусть попробуют с помощью цветных капель изобразить что-нибудь узнаваемое. Высушите рисунки. И непременно сохраните самые удачные. Они подойдут в качестве фона для аппликаций. А еще картинки можно раскрашивать… пластилином. Для этого лучше взять раскраску с крупными рисунками и толстым контуром. Покажите малышу, как размазывать пластилин по рисунку, заполняя контуры. Отличная тренировка для мелкой моторики!
Разнофактурные листы
Для того чтобы лист бумаги, на котором рисует малыш, не ездил по столу и чтобы краска его не пачкала, положите бумагу в крышку от картонной коробки (например, из-под обуви или пиццы). Картонные бортики помогут краске не выходить за край листа. Такой импровизированный мольберт можно даже положить на колени и так рисовать.
Можно сделать чудо-альбом для детских рисунков. Каждая его страница будет из разной бумаги. Рисуя свои первые «каляки-маляки» карандашами, ручками и фломастерами, малыши будут водить ими по материалам с различными фактурами и каждый раз получать новый результат. А это одновременно и творчество, и развитие воображения, и первое экспериментирование.
Как же сделать такой альбом? Возьмем разную по фактуре бумагу: упаковочную, оберточную, цветную, бархатную, вощеную, гофрированную, газетную, пергамент, обои с разной фактурой и т.п. Можно добавить фольгу, плотную ткань, целлофан, пакетный пластик и т.п. Из всего этого разнообразия вырежьте страницы одинакового размера (25x40 или 25x25 см). Сложите бумагу в пачку и скрепите степлером с одной стороны или прошейте нитками, чтобы получился альбом. Можно сделать белую обложку, на которой малыш оставит цветные отпечатки пальцев и ладошек. Альбом готов, можно приступать к творчеству. Ребенку будет интересно наблюдать, как неодинаково «реагирует» на карандаши и маркеры разная бумага. А еще ему понравится пробовать бумагу на ощупь, ведь листы так отличаются друг от друга. Наверняка альбом надолго станет любимой игрушкой вашего любознательного художника. Веселых уроков рисования!
Совет педагога
Не забывайте почаще устраивать экспозиции из самых удачных работ ребенка. Пусть его творчеством полюбуются папа, дедушка с бабушкой, гости. Отбирайте рисунки для выставки вместе, учитывайте пожелания маленького художника. Таким простым способом вы покажете ребенку ценность его творчества, поможете ему стать увереннее в себе и поддержите желание создавать новые замечательные рисунки.
Совет психолога
Дайте ребенку свободу творчества. Совершенно не обязательно требовать, чтобы картинка по цветовой гамме соответствовала реальности. Если захотелось крохе раскрасить солнышко розовыми красками, а траву сделать синей – пусть раскрашивает. Значит, именно сейчас для него важно вот такое самовыражение. Это позволит ему внутренне раскрепоститься и поверить в себя, в свое видение мира.