Восстановить справедливость удается не всегда
Как объясняет Сергей Денисенко, с технической точки зрения раскрыть такие преступления не представляет особого труда. "Операторы, согласно законодательству, хранят данные о разговорах, переписках, IMEI, геолокации и прочее на протяжение трех лет. Это необходимо для того, чтобы, в случае какого-нибудь преступления, правоохранители могли обратиться к оператору и получить необходимые для следствия данные. Вот как раз по IMEI телефона, на который привязали клонированную SIM-карту, геолокации и вышкам сотовой связи можно идентифицировать личность преступника. Механизм не очень сложный, с одной стороны. Но дело в том, что данная процедура требует снятия информации с каналов связи. А для этого обязательно нужно решение суда. Как показывает практика, решение суда дается только на тяжкие и особо тяжкие преступления. Если взять мошенничество, то суд может даже не дать нужное решение. И, конечно, нельзя недооценивать человеческий фактор. Ведь судьба дела очень сильно зависит от квалификации и загруженности конкретного следователя", — отмечает Денисенко.
При этом, как говорит эксперт рынка телекоммуникаций Роман Химич, в подобных ситуациях мобильные операторы вместе с абонентами становятся жертвами безответственного поведения финансовых учреждений. "Корень проблемы лежит в том, что в Украине номер мобильного телефона стал основным идентификатором пользователя финансовых услуг. То есть финучреждения исходят из того, что номер мобильного намертво привязан к человеку. Но это совершенно не так. Первыми эту порочную практику внедрил ПраватБанк. Они прекрасно знали все риски и сознательно на них пошли, просто потому, что им так было выгодно. Следом за ними подтянулся и весь остальной финансовый сектор. Это насквозь порочная практика, на которую, к сожалению, закрывают глаза в НБУ, стараясь не замечать проблемы", — сказал Химич.
Даже если принять как факт, что украинцы используют номер мобильного для идентификации, то, по словам эксперта, как минимум следует минимизировать риск угона номера. "Все, что для этого нужно, это использовать только контрактное или персонифицированное подключение. Теоретически это означает, что перевыпуск или другие операции c SIM-картой могут происходить только при личном присутствии человека. Но финансовые учреждения абсолютно не заинтересованы в донесении этой информации до человека. Максимум, что они сделают, это напишут об этом где-то у себя на сайте. Хотя они имеют возможность проверить любой номер на предмет персонификации. Если описать ситуацию в двух словах, то в Украине имеет место массовая практика игнорирования участниками рынка интересов своих клиентов. Поэтому в нынешней ситуации хорошим решением было бы специальное постановление НБУ, чтобы поставщик финансовых услуг, взаимодействуя с оператором мобильной связи, обязательно выяснял, персонифицирован ли номер", — сказал Роман Химич.
Как не стать жертвой
Единственным способом обезопасить себя от подобных неприятностей — это защищаться самому. Многие эксперты уверены, что основной угрозой потери данных остается сам пользователь. "К сожалению, люди часто сами оставляют все персональные данные направо и налево, чем охотно пользуются злодеи", — говорит Денисенко. А дальше в ход вступает социальная инженерия, когда человек сам предоставляет злоумышленникам интересующую их информацию. Это может быть телефонный звонок от якобы сотрудника банка, переход по непроверенным гиперссылкам и т. д.
Как говорят в киберполиции, чтобы минимизировать риски "угона" средств с банковского счета, следует использовать отдельный финансовый номер телефона и не передавать его третьим лицам. "Самая распространенная из мошеннических схем выглядит так: абоненту звонят несколько раз (представляясь такси, организациями и т. д.) и склоняют абонента, чтобы тот перезвонил. Дальше заказывают у оператора услугу восстановления сим-карты, используя для идентификации абонента номера телефона, с которых ранее сами и звонили. Иногда злоумышленники даже перечисляют незначительные суммы средств на мобильный счет жертвы, чтобы точно знать дату последнего пополнения счета, необходимую для получения доступа к номеру", — отмечают в киберполции.
К тому же, как рассказали в одном из столичных отделений оператора lifecell, если человек боится, что его номер могут "угнать", он может обратиться в один из центров поддержки клиентов с письменным заявлением, в котором установит запрет на перевыпуск сим-карты без его личного присутствия. Также практически все украинские операторы мобильной связи дают возможность подключить услугу дополнительного пароля для осуществления операций с сим-картой. В комплексе все эти действия значительно снижают риски перевыпуска вашей карты.
Некоторые операторы пошли еще дальше. Например, как говорят в "Киевстаре", в конце прошлого года они запустили новую услугу для бизнеса SIM Check, которая обеспечивает дополнительную защиту от мошенничества финансовым, банковским организациям и их клиентам.
"Суть услуги заключается в следующем: финансовые учреждения, с которыми сотрудничает "Киевстар", направляют запросы по номерам телефонов, по которым оформляется онлайн-кредит, или проводится другая финансовая операция. "Киевстар" проверяет, перевыпускалась ли сим-карта по этому номеру телефона, и за какой период. Таким образом банк или МФО получает информацию о том, менялась ли сим-карта или нет, и на основании этой информации может принимать решения", — говорят в "Киевстаре". Но учитывая, что услуга платная, далеко не все организации ей пользуются.